Самоуправление
Презентация "Организация ученического самоуправления"
к презентации "Организация ученического самоуправления"
Концепция модернизации российского образования до 2010 года определила роль образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что:
«Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…»
«…обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…»
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то сразу вспоминаешь слова А.С. Макаренко:
«Я все свои шестнадцать лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий теме ответственности».
Если, Макаренко, такой выдающейся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудноразрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднениями педагогов – современников, тем более педагогов нашей школы. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.
С чем это связано?
Современная школа удалена от сфер социального обслуживания. Состав учащихся представлен, как правило, несколькими национальностями, около 2,5% учащихся из семей переселенцев ближнего зарубежья, часть из них даже плохо говорит по-русски, тяжело адаптируются к новым условиям обычаям, культуре, отношениям в коллективе. В нашем городе есть школы, где таких ребят становиться очень много и они пытаются вести себя так, как привыкли. Особый отпечаток откладывает и вероисповедание семей (христиане, мусульмане, иеговисты), около 40% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?
На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ.
Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.
Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления — отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. В педагогической литературе и практике признан принцип самоуправления в сочетании с педагогическим руководством. В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции — функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
Организация ученического самоуправления требует от педагогов немалых усилий. При этом их усилия в первую очередь должны быть направлены на себя, поскольку организовать работу с ученическим самоуправлением — задача не из легких.
Самоуправление невозможно внедрить административным путем, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании.
Существуют несколько определений данного понятия
СЛАЙД №2
«Определение понятия самоуправления ведущими педагогами»
Мы сформулировали термин «самоуправление» следующим образом:
- форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год
- это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
Н.К. Крупская
- целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
Н.И. Приходько
- метод организации воспитательного коллектива.
В.М. Коротов
СЛАЙД №3
«Самоуправление в школе»
Самоуправление - правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
Цель ученического самоуправления: воспитать успешную, конкурентноспособную личность, владеющую демократической культурой.
Задачи:
- Активизировать творческий потенциал каждого учащегося.
- Сплотить детский коллектив, пробудить дух соревнования, конкуренции, сопереживания , справедливости.
- Развить организаторские навыки подростков и умение преодолевать и цивилизованно разрешать конфликты в обществе.
- Приносить пользу обществу.
- Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:
- Первый – классное ученическое самоуправление;
- Второй – школьное ученическое самоуправление;
- Третий – школьное соуправление
Взаимодействие всех участников педагогического процесса (учащихся, учителей и родителей) по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.
СЛАЙД №4
«Первый уровень»
Структура первого уровня - т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности. Высшем органом данного уровня является классное собрание.
СЛАЙД №5
«Второй уровень»
Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет Президентов, который формирует министерства по направлениям. По необходимости создается Совет Дела для подготовки КТД. Высшем органом ученического самоуправления является конференция учащихся.
СЛАЙД №6
«Школьное соуправление»
Структура третьего уровня школьного соуправления – Совет школы. Этот орган соуправления состоит из председателей и представителей самоуправляемых коллективов.
При организации самоуправления в школе, важно отметить, что деятельность детей, наделенных полномочиями взрослых не должна перерасти бесконтрольную самостоятельность.
Развитие и активизация ученического самоуправления как самого сложного уровня самоуправления в школе возможно через игру. Поэтому в центре нашей модели самоуправления стоит деловая игра «Школьное государство»
Главная цель деловой игры «Школьное государство» - создание действующего самоуправления.
Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об особенностях структуры и функционирования государства, анализ политических и исторических материалов.
Воспитательная цель: развитие умений и навыков самоорганизации, дисциплины, ответственности, осознанного участия в массовой работе.
й: развитие способностей самоопределения, самоанализа, самоконтроля, самореализации, самовоспитания и самообразования.
Участие в проекте принимают учащиеся 1-11 классов.
СЛАЙД №7
«Документы»
Нормативно – правовую базу функционирования ученического самоуправления представляют следующие документы:
- Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления
- Положение об Ученическом совете образовательного учреждения
- Положение о Совете Президента
- Положение о Министерствах
- Положение о Дне самоуправления
- Положение о конференции
СЛАЙД №8
«Результативность»
Что дает ученическое самоуправление?
Учащимся:
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
- ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
- выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
- защищает права ребенка;
- учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
- помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
- организует свободное время детей;
- ведет к улучшению учебной результативности детей;
- снижает конфликтность в семье;
- дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
- помогает организовать детей;
- сплотить детский коллектив;
- повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
- раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
- апробация инновационных технологий;
- обобщение опыта работы через средства печати;
- углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу.
Используемая литература.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под. ред. проф. И.А. Зимней. – 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
- Научно – методический журнал «Методист», 1 – 2006 год
- Научно – методический журнал «Методист», 9 – 2007 год
- Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: Практическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина, Т.К. Меркулововй. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.