Страницы истории

История развития образования города Зимы

 

Впервые о Зиме как населенном пункте Восточной Сибири упоминается в «Ревизских сказках», относящихся к середине XVIII века. На одном из ее листов говорится: «…Никифор Матвеев. В прошлом 1743 году по Указу из Иркуцкой канцелярии из Брацкого острога он, Матвеев, приписан на Зиминский станец в ямщики для содержания поводной гоньбы…в семигривенном окладе».

Уже этот уникальный документ дает основание сделать вывод, что зиминское поселение, возможно, возникло значительно раньше.

Тем не менее, именно 1743 год принято считать основанием села Зима.

Переселение оказывало большое влияние на развитие культурной среды: переселенческое управление занималось среди прочего вопроса устройства школ, больниц, церквей на вновь образованных переселенческих участках.

Еще в 1880 году вместо ветхой деревянной церкви (построенной и освященной в 1777 г., по другим сведениям построенной в 1760 и освященной в 1770 г.) в селе Зиминском была выстроена новая каменная церковь, также посвященная Святой Троице. Скорее всего, после возведения нового Свято-Троицкого храма стала действовать церковно-приходская школа. Это подтверждает документ «в пяти верстах от станции большое село Зиминское при впадении р. Зимы в р. Оку на большом Сибирском тракте Балаганского уезда были церковь, одноклассное приходское училище и школа грамотности для девочек».

При станции Зима сооружается своя церковь на средства фонда имени императора Александра III, а также на пожертвования А.Ф. Боталина и других лиц, заложенная 14 мая 1898 г. и освященная 24 июля 1899 года во имя святого великомученика Феодора Тирона (Приложение №1). Здание этой церкви представлено на фотографии на дальнем плане справа, а деревянное двухэтажное здание церковно -

приходской школы на переднем плане слева. Медведев И.А. вспоминает: «Железнодорожники через год после того, как пошли поезда, поставили церковь… Вся из деревянных кружев, внутри тоже резная…Батюшка из этой церкви был очень сердитый и вел у нас Закон божий, во время службы не заикался, но когда бил нас толстенной линейкой, то при этом сильно заикался».

Епархиальное начальство старалось открыть как можно больше школ. Но школы не имели достаточной материальной базы, подготовленных учителей и иногда достаточного контингента учащихся. Большая часть учебного времени отводилась религиозному воспитанию в ущерб самым элементарным сведениям из естествознания, географии, математики.

В начале XX в. с увеличением татарского населения в поселке Зиминском возникла необходимость строительства мечети. Муллой в этой мечети был один из местных жителей, выходец из казанской губернии Курбан-бай Бикинеев. Он обучал детей татарскому языку и вёл все записи в регистрационной книге.

В 1905 г. население Зимы неуклонно увеличивается. Вскоре в новом Зиминском поселке, при железнодорожной станции (в 4-х верстах от Троицкой каменной церкви) в 1910 году была возведена ещё одна церковь - Покровская. При церкви была построена железнодорожная школа. Первым учителем в этой школе работал Порфирий Петрович Минеев.

В 1911 г.  в селе Зима насчитывалось 480 дворов. Число жителей составляли: 1992 - мужчины, 2046 - женщины, 2079 - дети в возрасте от 8 до 12 лет. В одноклассном приходском училище и двухклассном училище Министерства  народного просвещения работали 3 учительницы, обучались 18 мальчиков и 13 девочек. В двухклассном училище Министерства народного просвещения преподавали следующие предметы: Закон Божий, русский и церковно-славянский язык, арифметику, геометрию, черчение, историю, географию, естествознание, чистописание. Клавдия Тимофеевна Макаревич (Легеда) вспоминала, что в 1913 году в Зиме почти не было школ, образование давалось только начальное. Двухклассная начальная школа состояла из пяти отделений:

Первый класс - 3 отделения. (1, 2, 3)

Второй класс - 2 отделения (4, 5)

Мальчики оканчивали два класса, пользовались льготами на сокращенный срок военной службы. Требования к ученикам были суровые – как в дисциплине, так и в учебе. Неуспевающих не было. Их попросту исключали. Существовала и система телесных наказаний. За провинности детей били линейкой по рукам, по голове, ставили в угол на колени на час-два…

В 1916 г. в Зиме была построена школа Министерского типа - Высшее начальное училище. Оно имело четыре класса, куда могли поступить ученики, окончившие церковно-приходскую школу. К обычным предметам добавлялись естествознание, немецкий язык, пение. Окончившим Высшее начальное училище присваивались права, предоставленные лицам, окончившим четыре класса мужских гимназий. Учащиеся могли продолжить обучение в гимназии. Высшим начальным училищем руководил инспектор Геннадий Иванович Попцов. В 1917 г Высшее начальное училище преобразовалось в мужскую гимназию, где обучались 5, 6, 7 классы. Располагалась гимназия в доме Квашнина на улице К. Маркса.

В 1917 году в Зиме проживало уже 5738 человек.

Таким образом, в начале XX века среди первых учебных заведений в Зиминской волости были три церковно-приходских школы: в селении Зима при Троицкой церкви, в поселке Зима при Покровской церкви, на станции Зима при Феодоро-Тироновской церкви, Высшее начальное училище, гимназия. Открывались школы в близлежащих селах. Число учебных заведений возросло, но они не были общедоступными и не отвечали возросшим потребностям населения.

До 1917 года церковно-приходские школы занимали основное место в системе начального образования. По уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению пособиями, школьным оборудованием церковные школы значительно уступали министерским. Учебные планы и программы церковно-приходских школ утверждались Святейшим Синодом. Целью этих школ являлось распространение в народе образования в духе православной веры и церкви.

После Октябрьской революции 1917 года церковно-приходские школы были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы.

В 1920 году после окончательного установления Советской власти в Зиме был организован отдел народного образования в составе 3-х человек. По воспоминаниям Н.А. Мельникова, старший брат которого работал с 1920 по 1922 гг. учителем и заведующим Растягаевской начальной школы, одним из сотрудников отдела был Сергей Тимофеевич Петров. С января 1921 г. деятельность отдела народного образования распространяется на весь район. По состоянию на январь 1921 г. в ведении Зиминского РайОНО – 13 школ, в которых работают 66 учителей и обучаются 1900 учащихся.

До 1920 г. в Зиме было две школы – начальная (Высшее начальное училище) и гимназия, которые в 1920 году были объединены в девятилетку (т.е. школу 1-й и 2-й ступени). Учителей, имеющих высшее образование, тогда в Зиме было три человека.

В Зиме открывается городская общеобразовательная девятилетняя школа. Она образовалась от слияния гимназии и Высшего начального училища.

К концу 1920-х г. в городе уже было четыре школы первой ступени и две школы второй ступени.

С 1 по 31 мая 1921 г. в Зиминском районе проводился поход по ликвидации неграмотности, объявленный центральным управлением общества «Долой неграмотность». Но работа не дала должных результатов, так как эта акция была разовой.

Возрастали расходы на образование. В 1923/24 учебном году они составляли 25 % губернского бюджета, а в 1925/26 учебном году достигли 32 %.

Большое влияние на воспитание и образование подрастающего поколения, в рассматриваемый период, оказывали школьные комсомольские и пионерские организации.

В Зиме с 1918 г. существовала  комсомольская организация. А вот детской организации не было.

В 1925 г. в г. Зиме увеличивается сеть школ: 4 школы первой и две школы второй ступени, одна школа - семилетка, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Общая грамотность составила 58,8%, в том числе среди мужчин - 67%, среди женщин - 50,8%.

В 1929 году Пятая районная партийная конференция рассмотрела вопрос о ликвидации неграмотности. На учёте ликпункта общества «Долой неграмотность» в городе Зиме в 1929 году состояло 1887 человек, из них 1504 неграмотных, 387 малограмотных.

rjkktrnbd

коллектив зиминского

РайОНО

В 1932 г. в Зиминском районном отделе образования (РайОНО) работал коллектив: заведующий отделом, инструктор ликбеза, школьный инструктор, инструктор по политпросвет работе, инструктор по дошкольному воспитанию, зав. учительскими курсами.

Из приказа №1 от 01.01. 1932 по Зиминскому отделу народного образования  видно, что в районе действовало всего 60 школ, из них 57 в районе и 3 в городе. В городе Зиме работала татарская школа, Фабрично-заводская семилетка (ФЗС) транспорта первого и второго концентра, ФЗС города первого и второго концентра.

Городская ФЗС в 1933 г. перерастает в городскую ФЗД. В 1934 городская ФЗД делится на городскую ФЗС из 14 классов-комплектов (в 1938 г. - городская средняя школа) и городскую начальную школу из 10 классов-комплектов.

школа
школа

В 1936/1937 учебном году в Зиме открываются ещё две школы: лесозаводская школа №8 и школа №7.

В г. Зиме было четыре начальных школы, четыре общеобразовательных школы    № 7, № 8, № 25, № 26 и три семилетних. На 1 сентября 1939 г. в школах города обучалось 3046 учащихся, а на 1 сентября 1940 г - 3639 учащихся. Заслуженными учителями города были А.С. Брагина, Т.Я. Пучкова, В.П. Дмитрова, О.С. Горелова, К.Т. Макаревич

Школы Зиминского района, как и других областей и краев страны, в первый же год военного времени стали ощущать острый недостаток учебников, бумаги, тетрадей, ручек, карандашей.

Наступил 1945 г. Война нанесла нашей стране огромный ущерб не только экономический, но и людской. За годы войны из Иркутской области на фронт ушло более 200 тыс. человек, а с фронта вернулась лишь небольшая часть.

1 сентября 1945 г. для учителей и учеников был настоящим мирным праздником.

При районном отделе образования работали 7-месячные курсы по подготовке педагогических кадров. Учителя были охвачены заочным обучением в педагогических училищах и институтах, работали без срывов кустовые методические объединения, шла соответствующая работа по подписке периодических изданий, учительских газет и журналов для повышения уровня самообразования, проводились школьные олимпиады, смотры художественной самодеятельности, спортивные мероприятия, развивалась предметная кружковая и пионерско-комсомольская работа.

По решению райисполкома от 17.04.1946 г. вновь открылась детская техническая станция в бывшем здании татарской школы, директором которой был назначен А.Я. Синельщиков. Проводились выставки технического творчества и ИЗО.

Усилия педагогических коллективов были направлены на вовлечение в школу всех детей и обеспечение их учебниками, школьными формами. Через школу многие дети получали помощь: одежду, бесплатные завтраки. При школах создавались денежные фонды. Так, в школе № 8 в 1945/1946 учебном году этот фонд составил 960 рублей. Было возвращено в школу 23 ученика.

В Зиме в 1949 г. открываются еще две начальные школы: начальная школа № 3 (участок береговой) и начальная школа № 4 (участок Братская протока). Многие дети из отдалённых районов города получили возможность обучаться по месту жительства. Работал класс слепых при начальной школе и школа глухонемых.

В 1953 году была сдана в эксплуатацию средняя школа № 5. В связи с этим из лесозаводской средней школы (№ 8) передаются 4 класса и переводятся 4 учителя (приказ №244 от 07.10.1953 г.).

школа № 5 школа № 7  
МОУ "СОШ № 5" МОУ "СОШ № 7" МОУ "СОШ № 9"  

Сеть учреждений образования города Зимы в 1954-1956 гг. была представлена 3 средними школами: № 5, № 7, лесозаводской (№ 8); 3 семилетними: городской семилетней №1, городской семилетней № 2 (№ 6), Старо-Зиминской (№ 9); 3 начальными: №2, №3, №4; 2 ШРМ: городской и лесозаводской; железнодорожными школами: средней № 26, семилетней № 28, начальными № 28 и № 108. Кроме этого действовало 6 дошкольных учреждений, в том числе санаторный детский сад.

При школе рабочей молодёжи №2 г. Зимы открывается класс железнодорожной милиции. С 1 января 1947 г. открылся начальный класс для коммунистов станции Зима. С 1 сентября 1949 г. в школе функционировало семь классов - комплектов (с пятого по девятый). В 1950 г. открылся десятый класс. Эта школа действовала на базе Лесо-деревообрабатывающего комбината, пользовалась его материальной поддержкой.

Развитие народного образования сдерживалось недостатком педагогических кадров, поэтому увеличился набор в Иркутский педагогический институт и открылись новые педагогические специальности в Иркутском университете.

коллектив
педагогический класс

В г. Зиме при школе № 6 появился педагогический класс. Руководство работой осуществляла Н.В. Закирова. Её, как директора школы № 6, на основании приказа № 73 по Зиминскому районо от 01.10.1962 г. командировали в Облоно для консультации по вопросу открытия 11-го педагогического класса со 2 октября 1962 г. В этот класс набирали всех желающих, кто хотел связать свою жизнь со школой и детьми. По окончанию курса проводились экзамены, давалась возможность поступить в высшее учебное заведение. Для этого из Иркутска приезжала приёмная комиссия. Школа № 6 сделала три таких выпуска.

На основании приказа № 93 Зиминского гороно от 8 сентября 1965 г. открылся 11-й педагогический класс при школе рабочей молодёжи № 2 по подготовке воспитателей детских садов в количестве 30 человек. В последующие 6 лет набирали по 2 группы – 60 человек. Работал этот класс до 1972 г. Всего за 7 лет было подготовлено 390 воспитателей

В 1960 г в г. Зиме открылась музыкальная школа.

В 1963 г. в г. Зиме функционировали 4 начальных школы (№2, 3, 4, 28), 2 восьмилетних (№1, 9), 4 средних (№5, 6, 7, 8), школа-интернат №22, ШРМ-1, ШРМ-2, при которой работал класс глухонемых, 7 дошкольных учреждений, Дом пионеров и школьников, Детская техническая станция, строилась средняя школа №10 (открылась в 1965 г.).

М.Ф. Шевчук

Первая заведующая

Зиминским ГорОНО -

М.Ф. Шевчук

В этом же году произошло еще одно важное событие. На основании Указа Президиума Верховного Совета депутатов трудящихся РСФСР от 01.02.1963 г. в связи с тем, что г. Зима был отнесен к городам областного подчинения, был образован Зиминский городской отдел народного образования при горисполкоме. В 1968 г. для улучшения финансово-экономической деятельности при ГорОНО организуется централизованная бухгалтерия. При Доме пионеров организуется методический кабинет. Первой заведующей Зиминским ГорОНО работала М.Ф. Шевчук.

Т.Ф. Тимошенко
Т.Ф. Тимошенко

Приказом №63 от 22.03.1965 г. (на основании приказа ОблОНО от 20.03.1965 г.) на должность зав. ГорОНО назначается Т.Ф. Тимошенко.

Сеть учреждений образования в городе пока растет.

В 1968 году открылась начальная школа №11.

В 1969 г. было открыто еще одно учреждение дополнительного образования -  Детско-юношеская спортивная школа. Первым директором стал Г.М. Сергеев. В то время в школе было только 2 отделения – легкой атлетики и лыжных гонок.

В 1974 г. в городе Зиме открылась Зиминская межрайонная фильмотека. Отсюда уходили объемистые посылки с кинобанками в 46 школ  Зимы, Зиминского и Куйтунского районо.

МОУ
МОУ "НОШ № 11"

С 1975 г. Заведующим ГорОНО была назначена Г.В. Немокаева.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1974г. № 662 «Об организации межшкольных производственных комбинатов трудового обучения  и профессиональной ориентации учащихся» и приказом министерства просвещения РСФСР от 6 сентября 1974 г № 256, с целью улучшения подготовки кадров учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ к труду и выбору профессии, по всей стране открываются межшкольные учебно-производственные комбинаты (МУПК).

Г.В. Немокаева

В 1981 г. школа № 8 переезжает в новое трехэтажное здание.

К началу 1980-х г. в Зиме закрывается несколько школ: 1976 г. - начальная школа № 2, в 1982 г. - начальная школа № 3, в 1986 г. – школа № 6. Эти школы находились в частном секторе. С развитием города молодое поколение не желало оставаться в старых домах и переезжало в новые благоустроенные микрорайоны. Поэтому из-за малого количества детей эти школы закрывались

Был создан городской совет по народному образованию. Председателем совета избран первый секретарь ГК КПСС П.Н. Карачун.

Были открыты: среднее общеобразовательное учреждение Зиминский лицей – 1991г., школа I ступени в воинской части, школа эстетического воспитания в поселке Гидролизный (1992 г.), лагерь труда и отдыха для учащихся в Кимильтее.

Постепенно улучшалась материальная база учреждений образования, ведомственные дошкольные учреждения: №11, №15, №16, №4, №10 стали относиться к городскому отделу образования.

МУПК МОУ Зиминский лицей
МУПК МОУ Зиминский лицей

По данным ГорОНО за 1993-94 учебный год в городе работало:

  • 7 средних школ,
  • 2 начальные школы,
  • вспомогательная школа №6.

Итого: обучалось 5721 учащихся

  • 4 учреждения дополнительного образования:
  • центр занятости школьников:
  • 120 кружков и секций - 1460 школьников,
  • СЮТ (станция юных техников) - 6 кружков - 165 ребят,
  • ДЮСШ - 44 спортивные секции - 543 воспитанника,
  • ШЭВ (школа эстетического воспитания) – 88 детей.
  • начал работу приют на 20 детей.

В целях дифференциации, индивидуализации и гуманизации учебно-воспитательного процесса:

  1. Организована работа восьми классов выравнивания, в которых 118 детей из школ №1, 8, 11, 9, 10 получили поддержку в усвоении нового материала.
  2. Для 73 учащихся школ №9, 5, 7, 8 открыты классы компенсирующего обучения.
  3. 59 учеников школы №10 занимались углубленным изучением математики и физики, продолжалось профильное обучение в 11 кл. в шк. №7.
  4. На базе МУПК созданы ремесленные классы, в которых 38 учащихся осваивали одну из профессий: электрика, сварщика, автослесаря, штукатура, повара.
  5. 88 учеников лицея углубляли свои знания по предметам и получали навыки по одной из профессий: швея, оператор ЭВМ, водитель, делопроизводитель.

В МУПК обучалось 543 ученика 9-11 кл. Для 120 детей, имеющих недостатки в умственном развитии, действует вспомогательная школа №6, в которой мальчики осваивают начальное столярное и слесарное дело, девочки - швейное дело.

В.Е. Кренделева И.И. Фролов И.И. Матюхина
В.Е. Кренделева И.И. Фролов И.И. Матюхина

В 1997 г. заведующей ГорОНО назначается В.Е. Кренделева, бывшая заведующая РайОНО. Надо отметить, что Зиминский и городской районный отделы образования, коллективы городских и сельских школ жили дружно и творчески работали.

С 1998 по 2002 год начальником Управления образования был И.И. Фролов.

В учреждениях образования работало 650 педагогов и воспитателей. 80 педагогов  - «Отличники просвещения РСФСР», 4 педагога – «Заслуженные учителя», 1 педагог – «Народный учитель».

В 2002 г. к работе заведующей ГорОО приступила И.И. Матюхина.

trc

территориальный

ресурсный центр

28 декабря 2004 г. в городе Зиме при городском отделе образования открылся территориальный ресурсный центр.

В городе Зиме в начале ХХI века в системе народного образования произошли некоторые изменения. Эти изменения показаны в таблице:

Система образования города Зимы в 2001-2005 учебном году:

Учебный год

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

Количество школ

Начальных школ

1

1

1

1

Средних городских школ

6

6

6

7

Лицей

1

1

1

1

ВСШ

1

1

1

1

Количество учащихся

Начальная школа

156

131

137

114

Средние школы (гор. и ж/д)

3776

3535

4306

4038

Лицей

162

152

143

131

ВСШ

142

189

181

194

С углубленным и профильным изучением предметов

0

592

599

751

Всего учащихся

4236

4007

4767

4477

Повышают свою квалификацию учителя города. Анализ профессионального роста учителей в период с 2002/03 - 2005/06 гг. представлен в таблице.

 

2002/2003

2003/2004

2004/2005

2005/2006

Аттестовано всего

69

102

89

171

Высшая категория

32

15

25

35

Первая категория

21

63

35

90

Вторая категория

7

24

29

46

 

Из таблицы видно, что за 4 года стало больше учителей с высшей категорией, первой и второй категорией, т.е. неуклонно растет квалификация учителей.

C 2005 г. начальником Управления образования назначена Л.М.Кулеева.

Л.М.Кулеева
Л.М.Кулеева

В 2005 г.  на впервые проводившийся образовательный форум в Сибэкспоцентре (г.Иркутск) город Зима выставил два учреждения: общеобразовательную школу №26 и Дом детского творчества. Дом творчества получил диплом за участие, а школа №26 в номинации «Школа успеха» заняла I место в области. Это высокая оценка труда педагогического коллектива.

Несмотря на сложности, связанные с перестройкой: кризисом, невыплатой заработной платы, переходом учителей из школы в другие сферы деятельности, школа не только выживала, но и неуклонно развивалась и совершенствовалась.

школа №26 Дом детского творчества
школа № 26

Дом детского

творчества

 

Процесс реформирования образовательной школы дал свои первые результаты:

  • Произошел постепенный переход на четырехлетнее образование в начальном звене.
  • Работает лицей, есть школы с углубленным и профильным изучением предметов, 3 экспериментальные школы.
  • Происходит внедрение новых учебно-методических комплектов по разным системам.
  • С каждым годом растёт число учащихся в школах с углубленным и профильным изучением предметов, а также в средних школах.
  • Школы города включились в эксперимент по предпрофильному обучению и Единому государственному экзамену.
  • Развивает свою деятельность ТРЦ (территориальный ресурсный центр).
  • Происходит оснащение школ современными техническими средствами.

 

В 2009 – 2010 году в городе функционировало 21 учреждение образования. Из них: общеобразовательных школ - 10 (7 средних школ, 1 начальная школа, 1 вечерняя школа, 1 лицей), муниципальных дошкольных учреждений – 8, учреждений дополнительного образования – 2 (Зиминский дом детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа), учреждение начального профессионального образования - 1 (Межшкольный учебный комбинат). В структуре Зиминского дома детского творчества действует 2 клуба по месту жительства: «Романтик», «Ровесник». В структуре Детско-юношеской спортивной школы функционируют шахматный клуб, зал тяжелой атлетики.

Структурных изменений в сети общеобразовательных школ города не произошло. Учреждения функционируют, являются самостоятельными юридическими лицами, имеют уставы и лицензии на образовательную деятельность. Управлением образования  осуществляется деятельность по государственной аккредитации образовательных учреждений. Процедуру государственной аккредитации в 2009 году прошли 4 общеобразовательных учреждения, в 2010 –  4 ОУ.

В 2005 году создан Совет Управления образования в целях эффективной реализации одного из ключевых принципов государственной политики в сфере образования – принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием, для обеспечения открытости и информирования общества о состоянии и результатах деятельности системы образования.

Работа по реализации ПНП «Образование» ведется согласно сетевому плану национального проекта «Образование», утвержденному постановлением главы администрации от 09.01.2007 г. №17 по следующим направлениям:

- информатизация образования;

- государственная поддержка способной  и талантливой молодежи;

- дополнительное  вознаграждение за классное руководство;

- поощрение лучших учителей.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления образования остается информатизация образовательных учреждений. На 01.06.2010 года 12 из 21 образовательного учреждения города оснащены выходом в Интернет, в основном, это общеобразовательные школы, подключенные к сети Интернет в рамках ПНПО. Положительным фактором является работа по созданию городского электронного банка передового педагогического опыта.

Основными приоритетными направлениями развития образования в г.Зиме являются:

  • нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений;
  • приведение пожарной, антитеррористической безопасности и условий осуществления образовательного процесса в соответствие современным требованиям;
  • обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, развитие физической культуры и спорта;
  • создание на старшей ступени обучения условий для индивидуализации образования организации сетевого взаимодействия;
  • реализация мероприятий  «Развитие системы образования г. Зимы»;
  • развитие механизмов общественного участия в управлении образованием;
  • создание организационных условий для независимой оценки качества образования выпускников (ЕГЭ – 11 классы, «малый ЕГЭ» - 9 классы);
  • осуществление контроля соблюдения образовательными учреждениями законодательства РФ в области образования;
  • создание условий для методической поддержки педагогов, организация работы ГМО учителей предметников;
  • создание условий для повышения кадрового потенциала: организация повышения квалификации, аттестации;
  • профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных зависимостей, дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков;
  • организация содержательного досуга детей и подростков, проведение городских массовых мероприятий по различным направлениям, воспитание у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, принципов здорового образа жизни;
  • выявление, поощрение и поддержка одаренных детей, педагогических инициатив, педагогов-новаторов.

 

© 2010–2024. Официальный сайт Комитета по образованию администрации ЗГМО.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
для детей старше шести лет