Самоуправление

 

Презентация "Организация ученического самоуправления"

 

 

Пояснительная записка

к презентации "Организация ученического самоуправления"

        Концепция модернизации российского образования до 2010 года определила роль образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что:

        «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…»

       «…обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…»

       Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении  для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то сразу вспоминаешь слова  А.С. Макаренко:

        «Я все свои шестнадцать лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий теме ответственности».

        Если, Макаренко, такой выдающейся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудноразрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднениями педагогов – современников, тем более педагогов нашей школы. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

        С чем это связано?

       Современная школа удалена от сфер социального обслуживания. Состав учащихся представлен, как правило, несколькими национальностями, около 2,5% учащихся из семей переселенцев ближнего зарубежья, часть из них даже плохо говорит по-русски,  тяжело адаптируются к новым условиям обычаям, культуре, отношениям в коллективе. В нашем городе есть школы, где таких ребят становиться очень много и они пытаются вести себя так, как привыкли. Особый  отпечаток откладывает и вероисповедание семей (христиане, мусульмане, иеговисты), около 40% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые,  коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

         На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ.

        Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.

         Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления — отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. В педагогической литературе и практике признан принцип самоуправления в сочетании с педагогическим руководством. В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции — функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
         Организация ученического самоуправления требует от педагогов немалых усилий. При этом их усилия в первую очередь должны быть направлены на себя, поскольку организовать работу с ученическим самоуправлением — задача не из легких.
         Самоуправление невозможно внедрить административным путем, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании.

        Существуют несколько определений данного понятия

СЛАЙД  №2

«Определение понятия самоуправления ведущими педагогами»

       Мы сформулировали  термин «самоуправление» следующим образом:

- форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

                                Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год

 

- это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.

                                                                                  Н.К. Крупская

- целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.

Н.И. Приходько

- метод организации воспитательного коллектива.

                                                                                  В.М. Коротов

СЛАЙД №3

«Самоуправление в школе»

        Самоуправление  - правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся. 

        Цель ученического самоуправления: воспитать успешную, конкурентноспособную личность, владеющую демократической культурой. 

Задачи:

  1. Активизировать творческий потенциал каждого учащегося.
  2. Сплотить детский коллектив, пробудить дух соревнования, конкуренции, сопереживания , справедливости.
  3. Развить организаторские навыки подростков и умение преодолевать и цивилизованно разрешать конфликты в обществе.
  4. Приносить пользу обществу.
  5. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

        Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:

  1. Первый – классное ученическое самоуправление;
  2. Второй – школьное ученическое самоуправление;
  3. Третий – школьное соуправление

Взаимодействие всех участников педагогического процесса (учащихся, учителей и родителей) по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.

СЛАЙД №4

«Первый уровень»

        Структура первого уровня  - т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности.  Высшем органом данного уровня является классное собрание.

СЛАЙД №5

«Второй уровень»

        Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет Президентов, который формирует министерства по направлениям. По необходимости создается Совет Дела для подготовки КТД. Высшем органом ученического самоуправления является конференция учащихся.

СЛАЙД №6

«Школьное соуправление»

        Структура третьего уровня школьного соуправления – Совет школы. Этот орган соуправления состоит из председателей и представителей самоуправляемых коллективов.
        При организации самоуправления в школе, важно отметить, что деятельность детей, наделенных полномочиями взрослых не должна перерасти бесконтрольную самостоятельность.
Развитие и активизация ученического самоуправления как самого сложного уровня самоуправления в школе возможно через игру. Поэтому в центре нашей модели самоуправления стоит деловая игра «Школьное государство»

        Главная цель деловой игры «Школьное государство» - создание действующего самоуправления. 

        Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об особенностях  структуры и функционирования государства,  анализ политических и исторических материалов.

       Воспитательная  цель: развитие умений и навыков самоорганизации, дисциплины, ответственности, осознанного участия в массовой работе.

й: развитие способностей самоопределения, самоанализа,  самоконтроля, самореализации, самовоспитания и самообразования.
        Участие в проекте принимают учащиеся 1-11 классов. 

СЛАЙД №7

«Документы»

        Нормативно – правовую базу функционирования ученического самоуправления представляют следующие документы:

  1. Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления
  2. Положение об Ученическом совете образовательного учреждения
  3. Положение о Совете Президента
  4. Положение о Министерствах
  5. Положение о Дне самоуправления
  6. Положение о конференции

СЛАЙД №8

«Результативность»

Что дает ученическое самоуправление?

Учащимся:

  1. развитие навыков работы в группе, в команде;
  2. ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
  3. ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
  4. выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
  5. защищает права ребенка;
  6. учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
  7. помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  1. организует свободное время детей;
  2. ведет к улучшению учебной результативности детей;
  3. снижает конфликтность в семье;
  4. дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  1.  помогает организовать детей;
  2. сплотить детский коллектив;
  3.  повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
  4. раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
  5. апробация инновационных технологий;
  6. обобщение опыта работы через средства печати;
  7. углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу.

 

 

 

Используемая литература.

  1. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под. ред. проф. И.А. Зимней. – 2 – е изд., доп. и  перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
  2. Научно – методический журнал «Методист», 1 – 2006 год
  3.  Научно – методический журнал «Методист», 9 – 2007 год
  4. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: Практическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина, Т.К. Меркулововй. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.